Новые тенденции в развитии тяжеловесного движения в России

08.09.2016
«Бюллетень ОСЖД (№3/2016)»

 

Возможности увеличения пропускной способности железнодорожной сети и перспективы обеспечения возрастающих объемов перевозок по отдельным направлениям подвижным составом обсудили участники семинара по тяжеловесному движению, прошедшему в Варшаве 7-8 апреля 2016 год. О том, как развивается тяжеловесное движение в России, рассказывается в статье, предоставленной ПАО «НПК ОВК» (присоединенное предприятие ОСЖД) и ООО «Восток1520».

 

Предпосылки развития тяжеловесного движения в России были предопределены общими тенденциями в развитии экономики страны. Одним из важнейших критериев является то, что во внешней торговле России доля продажи сырьевых ресурсов выше, чем на внутреннем рынке. В этой связи сегодня 60% экспортного грузооборота ОАО «РЖД» занимают перевозки угля, что является основным стимулом к развитию портовой инфраструктуры. В перспективе до 2020 года прогнозируется прирост грузопотоков на подходах к портам Северо-Запада и Юга России в объеме 40-60%, а на подходах к портам на Дальнем Востоке – более 80% (к уровню 2012 года).

 

Так, в порту Восточный активно ведутся работы по строительству 3-й очереди, что к 2020 году позволит переваливать дополнительно 17 млн. тонн угля в год. Ежегодный прирост объема перевозок влияет на пропускную способность железнодорожной сети.

 

В ходе семинара по тяжеловесному движению участники обсудили, каким образом можно увеличить уровень пропускной способности и обеспечить возрастающие объемы перевозок подвижным составом. Для решения задач, связанных с организацией перевозок массовых сырьевых грузов на экспорт, ОАО «РЖД» предусматривает повышение весовых норм грузовых поездов на ряде направлений. Самым рациональным способом повышения веса поезда является увеличение грузоподъемности вагонов. Уже сегодня приоритетом выбора операторов при покупке нового подвижного состава являются вагоны повышенной грузоподъемности. Структура парка грузовых вагонов в России будет существенно меняться и, по прогнозам, к 2020 году на сети ОАО «РЖД» каждый 5-й вагон будет иметь осевую нагрузку 25 тс. Всего таких вагонов планируется более 200 тыс. единиц.

 

По словам Владимира Сосипаторова, заместителя генерального директора по транспорту и логистике ПАО «НПК ОВК» (компания является присоединенным предприятием ОСЖД), важнейшую роль играет универсальность использования подвижного состава с повышенной грузоподъемностью, что помогает решить любую задачу без изменения существующих технологических процессов на всех этапах транспортировки грузов. Дочерняя транспортная компания НПК ОВК – железнодорожный оператор «Восток1520» – уже два года эксплуатирует только подвижной состав нового поколения с нагрузкой на ось 25 тонн. За время работы компания добилась высокого уровня производительности своих вагонов – в настоящее время этот показатель эффективности использования парка в 2,5 раза выше, чем в среднем по сети железных дорог.

 

В сотрудничестве с ОАО «РЖД» «Восток1520» уже сегодня формирует поезда весом 7100 т направлением на восток и до 9000 т направлением на запад без дополнительных инвестиций в удлинение приемоотправочных путей станций. Одной из компаний, активно начавшей использовать подвижной состав нового поколения сразу после его появления на рынке, стала «УГКМ-Транс» – транспортная структура Уральской горно-металлургической компании (УГМК), осуществляющая в полном объеме организацию перевозок угольной продукции ведущего грузоотправителя Кузбасса – ОАО «УК “Кузбассразрезуголь”». «УГМК-Транс» поддержало идею ОАО «РЖД» о развитии тяжеловесного движения для разгрузки железнодорожной инфраструктуры и увеличения ее провозной способности. Применение вагонов нового поколения на ключевых направлениях внешнеторговых поставок «Кузбасс – Усть-Луга» и «Кузбасс – Находка-Восточная» позволяет увеличить до 10% перерабатывающую способность портов, а также повысить пропускную способность станций отправления и железнодорожной сети в целом.

 

Одновременно использование подвижного состава повышенной грузоподъемности позволяет «УГМК-Транс» оптимизировать транспортные расходы грузоотправителя для обеспечения конкурентоспособности его продукции на мировом рынке.

 

Участники семинара отметили, что совместная работа в рамках ОСЖД по развитию тяжеловесного движения, прежде всего, должна быть направлена на облегчение пересечения границ и повышение качества планирования логистических цепей. Это поможет устранить основные барьеры: увеличить пределы пропускных способностей инфраструктуры пограничных станций, а также снизить задержки при осуществлении операций таможенного, пограничного и других видов контроля. Для организации международных перевозок грузов посредством использования тяжеловесных поездов необходимо координировать действия сторон, в том числе по согласованию условий перевозки. Основная цель - приобретение практического опыта организации курсирования тяжеловесных поездов в международном сообщении. Дальнейший мониторинг опытных перевозок покажет статистику и определит подходы к решению технических или технологических задач.

 

Экспортеры и импортеры при организации перевозки грузов железнодорожным транспортом сталкиваются с барьерами технологического характера, которые не дают им полной уверенности в обеспечении своевременной доставки. Нужно предоставить международным перевозчикам такие гарантии, обеспечив конкурентоспособность железнодорожного транспорта.

 

Одним из направлений решения данной задачи является развитие сети сервисного обслуживания вагонов с повышенной осевой нагрузкой на всем «пространстве 1520». Дмитрий Лосев, заместитель генерального директора по техническому развитию НПК ОВК, рассказал о том, что сегодня на железнодорожной сети на базе вагоноремонтных и эксплуатационных депо России, Казахстана и Белоруссии уже работают более 50 сервисных центров, которые обслуживают 30 тыс. таких грузовых вагонов. Деятельность центров позволяет минимизировать время простоя подвижного состава в ремонте за счет хранения оборотного запаса деталей и узлов инновационных тележек, а также обеспечить оперативную доставку комплектующих сторонним вагоноремонтным предприятиям. Несмотря на широкую сервисную сеть, по словам Д. Лосева, за все время эксплуатации вагонов производства НПК ОВК транспортных происшествий как с подвижным составом, так и с элементами пути не зарегистрировано. Этот факт позволил значительно увеличить полигоны курсирования парка нового поколения: вагоны вышли за границы России в страны СНГ и Балтии. Дальнейшее расширение полигонов, в частности, к новым участкам пути (в Польшу, Монголию, Китай и Финляндию) может существенно повысить показатели использования вагонов нового поколения и, как следствие, общую эффективность перевозок на «пространстве 1520».