НПК «Объединенная Вагонная Компания»: развитие и перспективы

01.10.2014
«Вагоны и вагонное хозяйство»

Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК») управляет проектами в железнодорожной отрасли и является вертикально-интегрированным холдингом в сфере производства, транспортных услуг, оперативного лизинга, инжиниринга и сервисного обслуживания грузовых вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.

«Объединенная Вагонная Компания» была создана в 2012 г. для стратегического управления деятельностью ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» и лизинговой компании ООО «РЕЙЛ1520» (RAIL1520). Сегодня это крупный железнодорожный холдинг, который видит свою миссию в том, чтобы способствовать увеличению провозной способности и повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Для этого НПК «Объединенная Вагонная Компания» располагает необходимыми ресурсами, используя синергетический эффект от совместной работы всех предприятий холдинга.

Совместная деятельность собственного научно-исследовательского и конструкторского комплекса – инжиниринговой компании ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ВНИЦТТ) и консультативного научно-технического совета – обеспечивает разработку и запуск в производство новых экономически эффективных моделей вагонов. Для сохранения конкурентного преимущества группы компаний «НПК ОВК» намерена регулярно обновлять продуктовую линейку.

Производственное направление «НПК ОВК» представляют такие предприятия, как: «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ), Научно-производственный центр «Пружина» (НПЦ «Пружина») и «ТихвинХимМаш».

Тихвинский вагоностроительный завод является производственным центром железнодорожного холдинга. ТВСЗ – это современное предприятие полного технологического цикла по выпуску инновационных грузовых вагонов на тележках нового поколения (далее – Тихвинская тележка).

Отличительными особенностями и конкурентными преимуществами Тихвинской тележки являются:

  • увеличенная скорость и улучшенная динамика движения, которые обеспечиваются новыми техническими решениями;
  • снижение расходов на обслуживание за счет износоустойчивости;
  • меньшее воздействие на железнодорожное полотно;
  • нагрузка 25 т/на ось  увеличивает грузоподъемность вагонов.

Мощность предприятия – до 15 000 вагонов и 30 000 вагонокопмлектов литья в год. Продуктовая линейка ТВСЗ представлена следующими моделями грузовых вагонов на Тихвинских тележках:

  • полувагоны с разгрузочными люками и с глухим кузовом;
  • вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений или зерна;
  • вагоны платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров.

Производимые вагоны обладают большей грузоподъемностью, что позволяет снизить потребность в парке для перевозки идентичных объемов грузов, примерно, до 8%.

C середины 2013 года ТВСЗ полностью перешел на выпуск инновационных грузовых вагонов на тележках модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс. Сегодня на «пространстве 1520» курсирует более 8 000  инновационных вагонов. В июле 2014 года на ТВСЗ выпущен юбилейный 10 000-й вагон (рис.2), а до конца 2014 года на сеть поступит еще около 7 500 единиц (производства ТВСЗ и заводов-партнеров).
Рис. 1. Юбилейный 10 000-й вагон постройки ТВСЗ (вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-9870 с осевой нагрузкой 25 тс)

Рис. 1. Юбилейный 10 000-й вагон постройки ТВСЗ (вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-9870 с осевой нагрузкой 25 тс)

Выпуск инновационного подвижного состава освоено ТВСЗ, а также рядом других ведущих вагоностроительных заводов России и стран СНГ: ОАО «Рославльский ВРЗ» и ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», в перспективе – СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». Первые вагоны на тележках с осевой нагрузкой 25 тс модели 18-9855, построенные этими заводами, уже вышли в эксплуатацию.

В соответствие с планами «НПК ОВК» по производству грузовых вагонов в 2014 году намечен выпуск до 15 000 вагонов на тележках модели 18-9855 (25 тс). До конца 2020 года ожидается ежегодный прирост парка до 50 000 инновационных вагонов.

В тоже время «НПК ОВК» уделяет большое внимание вопросам безопасности движения инновационных вагонов в составе поездов и эксплуатационным показателям Тихвинской тележки. Для подтверждения высоких показателей заявленных стандартов безопасности и качества железнодорожный холдинг совместно с ОАО «Сибирская угольная компания» (СУЭК) испытывает работоспособность инновационных вагонах на одном из тяжёлых участков железной дороги.

В начале 2012 года  в целях прохождения поднадзорной эксплуатации первые грузовые полувагоны модели 12-9853 были направлены в компанию СУЭК. Полигонами курсирования подвижного состава стали замкнутые маршруты между станциями Челутай ВСЖД и Ванино ДВЖД. Расстояние от места погрузки до места выгрузки составило более 3 500 км.

При пробеге в 65 тыс. км в октябре 2012 года был проведен первый плановый осмотр подконтрольных вагонов. Второй осмотр был  в декабре 2013 года при пробеге 150 тыс. км,  третий – в июле 2014 года при пробеге 210 тыс. км. Все осмотры прошли с участием специалистов ОАО «РЖД», ОАО «ВНИИЖТ», инжиниринговой компании ВНИЦТТ, ТВСЗ, а также арендатора.

Результаты осмотров и их анализ подтверждают экспертные прогнозы: параметры износа основных трущихся поверхностей  достигнут своих максимальных значений при пробеге не менее 800 тыс. км по всем деталям (рис. 2). Динамика износа основных трущихся деталей Тихвинской тележки модели 18-9855 после пробега 210 тыс. км  приведена в табл. №1.

Параметр

   При новом изготовлении

При пробеге

65 тыс. км

При пробеге 150 тыс. км

При пробеге 210 тыс. км

В эксплуатации

Cредняя толщина гребня, мм

33

30,5

29,1

28,8

не менее 25

Cредний прокат, мм

0

1,4

3,2

4,7

не более 9

Cредний суммарный износ наклонной и вертикальной поверхности клиньев, мм

0

0,4

2

2,2

не более 10

Cредний износ фрикционных планок

0

0,3

0,3

0,4

не более 4

Cредняя глубина индикаторов колпака скользуна

3

2,35

2,2

2,1

Индикатор должен быть виден

Cредняя глубина выемки верхней опорной поверхности адаптера, мм

3

2,9

2,8

2,7

Выемка должна быть видна

Динамика износа основных трущихся деталей Тихвинской тележки модели 18-9855 после пробегов 65 тыс. км, 150 тыс. км и 210 тыс. км (табл. №1.)

В «НПК ОВК» также входит Научно-производственный центр «Пружина» – предприятие по выпуску сверхпрочных железнодорожных пружин рессорного комплекта с использованием технологий контролируемого формирования однородных наноразмерных структур. Производственная мощность – 15 000 т пружин в год.

Помимо этого, «НПК ОВК» приступила к реализации проекта по созданию производства вагонов-цистерн  на Тихвинской тележке 25 тс для химических продуктов, сжиженных углеводородных газов и нефтеналивных грузов. В 2015 году ожидается окончание строительства завода «ТихвинХимМаш» на промышленной площадке в г. Тихвине и запуск производства. Производственная мощность предприятия – до 3 000 цистерн в год.

Конструкцию вагонов для нового завода разрабатывает Центр Транспортных Технологий – конструкторское бюро в составе ОВК. Помимо классических моделей, новый завод будет производить ряд вагонов-цистерн с улучшенными технико-экономическими показателями.

Продуктивная линейка запланированных к производству вагонов-цистерн будет отличаться от типовых моделей увеличенными грузоподъемностью (до 74 т) и объемом котла, повышенными ремонтопригодностью и сроком службы.

Для обеспечения сервисного обслуживания вагонов на Тихвинской тележки на базе вагоноремонтных депо России и Казахстана «НПК ОВК» создала сеть из более чем 30 вагоноремонтных центров. Головным сервисным центром по техническому обслуживанию является депо, организованное на промышленной площадке в г. Тихвине. Депо производит  ремонт и модернизацию подвижного состава группы компаний «НПК ОВК». Также на головное депо возложена обязанность по проведению опытных ремонтов всей продукции ТВСЗ, доработке ремонтной документации и технологической оснастки для дальнейшей интеграции в другие вагоноремонтные предприятия.

Одной из перспективных задач депо в Тихвине является освоение производства новых колёсных пар РУ1Ш-957-Г и РВ2Ш-957-Г для обеспечения потребностей ТВСЗ и его партнёров по постройке вагонов.

В то же время, в целях разработки и производства инновационных компонентов, железнодорожный холдинг «НПК ОВК» создал совместные предприятия с ведущими мировыми производителями:

  • «Railway Casted Components» – совместное предприятие с компанией Tatravagonka (Словакия) по выпуску железнодорожного литья. Продукция — рама боковая и балка надрессорная  для комплектации инновационной тележки Барбер с нагрузкой 23,5 и 25 тс. Проектная мощность – 3 600 вагонокомплектов в год;
  • совместное предприятие с корпорацией «Wabtec» (США) в сфере разработки и производства инновационных комплектующих для грузового подвижного состава, в том числе тяжеловесного;
  • совместное предприятие с «TIMKEN» (США) по выпуску кассетных  подшипников для грузовых вагонов;
  • совместное предприятие с «AmstedRail» (США) в сфере разработки и производства инновационных компонентов для грузовых вагонов.

Направление оперативного лизинга «НПК ОВК» представляют компании, объединенные под брендом RAIL1520: ООО «РЕЙЛ1520», ООО «РЕЙЛ1520 Сервис», ООО «РЕЙЛ1520 Лизинг», ООО «МРК 1520» (совместное предприятие с Mitsui&Co (Япония)), которые предоставляют грузовые вагоны по долгосрочным контрактам аренды.  В собственности «НПК ОВК» находится более 16 000 вагонов (на 01.08.2014 г.), преимущественно вагоны  нового поколения производства ТВСЗ.

Среди клиентов «НПК ОВК» – крупные промышленные предприятия и транспортные компании, такие как: «СУЭК», «Акрон», ГК «Содружество», «ЗапСиб-Транссервис», «Финтранс ГЛ» (Группа «Илим»), «НефтеТрансСервис», «Транспортный актив», «РВД-Сервис», «Уралкалий», «Евросиб СПб-ТС» и другие.

Транспортное направление «НПК ОВК» представляет компания  «Восток1520», которая специализируется на предоставлении широкого спектра услуг при перевозке грузов в инновационных вагонах с улучшенными эксплуатационными характеристиками. С созданием оператора «НПК ОВК» выходит на новый для себя рынок и планирует стать одним из активных участников проекта развития технологий тяжеловесных перевозок на «пространстве 1520».

Компания «Восток1520» ориентирована на работу с промышленными предприятиями угледобывающей, металлургической и химической отраслей и осуществляет перевозки во внутрироссийском сообщении с дальнейшим расширением географии курсирования на страны ближнего и дальнего зарубежья. Парк грузовых вагонов компании-оператора составляют инновационные полувагоны и вагоны-хопперы повышенной грузоподъемности, производство которых наращивает ТВСЗ.

Сегодня железнодорожный холдинг «НПК ОВК»  — один  из крупнейших игроков отечественного железнодорожного рынка. Для выполнения задач, стоящих перед холдингом, «НПК ОВК» наращивает мощности, развивает производство и ремонт, инжиниринг и испытания, лизинг и перевозки. Мы выпускаем конкурентоспособную инновационную продукцию, отвечающую современным требованиям всех участников перевозочного процесса: как владельца, так и инфраструктуры.