НПК «Объединенная Вагонная Компания»: развитие и перспективы
Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» («НПК ОВК») управляет проектами в железнодорожной отрасли и является вертикально-интегрированным холдингом в сфере производства, транспортных услуг, оперативного лизинга, инжиниринга и сервисного обслуживания грузовых вагонов с улучшенными технико-экономическими характеристиками.
«Объединенная Вагонная Компания» была создана в 2012 г. для стратегического управления деятельностью ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» и лизинговой компании ООО «РЕЙЛ1520» (RAIL1520). Сегодня это крупный железнодорожный холдинг, который видит свою миссию в том, чтобы способствовать увеличению провозной способности и повышению безопасности движения на железнодорожном транспорте. Для этого НПК «Объединенная Вагонная Компания» располагает необходимыми ресурсами, используя синергетический эффект от совместной работы всех предприятий холдинга.
Совместная деятельность собственного научно-исследовательского и конструкторского комплекса – инжиниринговой компании ООО «Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий» (ВНИЦТТ) и консультативного научно-технического совета – обеспечивает разработку и запуск в производство новых экономически эффективных моделей вагонов. Для сохранения конкурентного преимущества группы компаний «НПК ОВК» намерена регулярно обновлять продуктовую линейку.
Производственное направление «НПК ОВК» представляют такие предприятия, как: «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ), Научно-производственный центр «Пружина» (НПЦ «Пружина») и «ТихвинХимМаш».
Тихвинский вагоностроительный завод является производственным центром железнодорожного холдинга. ТВСЗ – это современное предприятие полного технологического цикла по выпуску инновационных грузовых вагонов на тележках нового поколения (далее – Тихвинская тележка).
Отличительными особенностями и конкурентными преимуществами Тихвинской тележки являются:
- увеличенная скорость и улучшенная динамика движения, которые обеспечиваются новыми техническими решениями;
- снижение расходов на обслуживание за счет износоустойчивости;
- меньшее воздействие на железнодорожное полотно;
- нагрузка 25 т/на ось увеличивает грузоподъемность вагонов.
Мощность предприятия – до 15 000 вагонов и 30 000 вагонокопмлектов литья в год. Продуктовая линейка ТВСЗ представлена следующими моделями грузовых вагонов на Тихвинских тележках:
- полувагоны с разгрузочными люками и с глухим кузовом;
- вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений или зерна;
- вагоны платформы для перевозки крупнотоннажных контейнеров.
Производимые вагоны обладают большей грузоподъемностью, что позволяет снизить потребность в парке для перевозки идентичных объемов грузов, примерно, до 8%.
C середины 2013 года ТВСЗ полностью перешел на выпуск инновационных грузовых вагонов на тележках модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс. Сегодня на «пространстве 1520» курсирует более 8 000 инновационных вагонов. В июле 2014 года на ТВСЗ выпущен юбилейный 10 000-й вагон (рис.2), а до конца 2014 года на сеть поступит еще около 7 500 единиц (производства ТВСЗ и заводов-партнеров).
Рис. 1. Юбилейный 10 000-й вагон постройки ТВСЗ (вагон-хоппер для перевозки минеральных удобрений модели 19-9870 с осевой нагрузкой 25 тс)
Выпуск инновационного подвижного состава освоено ТВСЗ, а также рядом других ведущих вагоностроительных заводов России и стран СНГ: ОАО «Рославльский ВРЗ» и ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», в перспективе – СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». Первые вагоны на тележках с осевой нагрузкой 25 тс модели 18-9855, построенные этими заводами, уже вышли в эксплуатацию.
В соответствие с планами «НПК ОВК» по производству грузовых вагонов в 2014 году намечен выпуск до 15 000 вагонов на тележках модели 18-9855 (25 тс). До конца 2020 года ожидается ежегодный прирост парка до 50 000 инновационных вагонов.
В тоже время «НПК ОВК» уделяет большое внимание вопросам безопасности движения инновационных вагонов в составе поездов и эксплуатационным показателям Тихвинской тележки. Для подтверждения высоких показателей заявленных стандартов безопасности и качества железнодорожный холдинг совместно с ОАО «Сибирская угольная компания» (СУЭК) испытывает работоспособность инновационных вагонах на одном из тяжёлых участков железной дороги.
В начале 2012 года в целях прохождения поднадзорной эксплуатации первые грузовые полувагоны модели 12-9853 были направлены в компанию СУЭК. Полигонами курсирования подвижного состава стали замкнутые маршруты между станциями Челутай ВСЖД и Ванино ДВЖД. Расстояние от места погрузки до места выгрузки составило более 3 500 км.
При пробеге в 65 тыс. км в октябре 2012 года был проведен первый плановый осмотр подконтрольных вагонов. Второй осмотр был в декабре 2013 года при пробеге 150 тыс. км, третий – в июле 2014 года при пробеге 210 тыс. км. Все осмотры прошли с участием специалистов ОАО «РЖД», ОАО «ВНИИЖТ», инжиниринговой компании ВНИЦТТ, ТВСЗ, а также арендатора.
Результаты осмотров и их анализ подтверждают экспертные прогнозы: параметры износа основных трущихся поверхностей достигнут своих максимальных значений при пробеге не менее 800 тыс. км по всем деталям (рис. 2). Динамика износа основных трущихся деталей Тихвинской тележки модели 18-9855 после пробега 210 тыс. км приведена в табл. №1.
Параметр |
При новом изготовлении |
При пробеге 65 тыс. км |
При пробеге 150 тыс. км |
При пробеге 210 тыс. км |
В эксплуатации |
Cредняя толщина гребня, мм |
33 |
30,5 |
29,1 |
28,8 |
не менее 25 |
Cредний прокат, мм |
0 |
1,4 |
3,2 |
4,7 |
не более 9 |
Cредний суммарный износ наклонной и вертикальной поверхности клиньев, мм |
0 |
0,4 |
2 |
2,2 |
не более 10 |
Cредний износ фрикционных планок |
0 |
0,3 |
0,3 |
0,4 |
не более 4 |
Cредняя глубина индикаторов колпака скользуна |
3 |
2,35 |
2,2 |
2,1 |
Индикатор должен быть виден |
Cредняя глубина выемки верхней опорной поверхности адаптера, мм |
3 |
2,9 |
2,8 |
2,7 |
Выемка должна быть видна |
Динамика износа основных трущихся деталей Тихвинской тележки модели 18-9855 после пробегов 65 тыс. км, 150 тыс. км и 210 тыс. км (табл. №1.)
В «НПК ОВК» также входит Научно-производственный центр «Пружина» – предприятие по выпуску сверхпрочных железнодорожных пружин рессорного комплекта с использованием технологий контролируемого формирования однородных наноразмерных структур. Производственная мощность – 15 000 т пружин в год.
Помимо этого, «НПК ОВК» приступила к реализации проекта по созданию производства вагонов-цистерн на Тихвинской тележке 25 тс для химических продуктов, сжиженных углеводородных газов и нефтеналивных грузов. В 2015 году ожидается окончание строительства завода «ТихвинХимМаш» на промышленной площадке в г. Тихвине и запуск производства. Производственная мощность предприятия – до 3 000 цистерн в год.
Конструкцию вагонов для нового завода разрабатывает Центр Транспортных Технологий – конструкторское бюро в составе ОВК. Помимо классических моделей, новый завод будет производить ряд вагонов-цистерн с улучшенными технико-экономическими показателями.
Продуктивная линейка запланированных к производству вагонов-цистерн будет отличаться от типовых моделей увеличенными грузоподъемностью (до 74 т) и объемом котла, повышенными ремонтопригодностью и сроком службы.
Для обеспечения сервисного обслуживания вагонов на Тихвинской тележки на базе вагоноремонтных депо России и Казахстана «НПК ОВК» создала сеть из более чем 30 вагоноремонтных центров. Головным сервисным центром по техническому обслуживанию является депо, организованное на промышленной площадке в г. Тихвине. Депо производит ремонт и модернизацию подвижного состава группы компаний «НПК ОВК». Также на головное депо возложена обязанность по проведению опытных ремонтов всей продукции ТВСЗ, доработке ремонтной документации и технологической оснастки для дальнейшей интеграции в другие вагоноремонтные предприятия.
Одной из перспективных задач депо в Тихвине является освоение производства новых колёсных пар РУ1Ш-957-Г и РВ2Ш-957-Г для обеспечения потребностей ТВСЗ и его партнёров по постройке вагонов.
В то же время, в целях разработки и производства инновационных компонентов, железнодорожный холдинг «НПК ОВК» создал совместные предприятия с ведущими мировыми производителями:
- «Railway Casted Components» – совместное предприятие с компанией Tatravagonka (Словакия) по выпуску железнодорожного литья. Продукция — рама боковая и балка надрессорная для комплектации инновационной тележки Барбер с нагрузкой 23,5 и 25 тс. Проектная мощность – 3 600 вагонокомплектов в год;
- совместное предприятие с корпорацией «Wabtec» (США) в сфере разработки и производства инновационных комплектующих для грузового подвижного состава, в том числе тяжеловесного;
- совместное предприятие с «TIMKEN» (США) по выпуску кассетных подшипников для грузовых вагонов;
- совместное предприятие с «AmstedRail» (США) в сфере разработки и производства инновационных компонентов для грузовых вагонов.
Направление оперативного лизинга «НПК ОВК» представляют компании, объединенные под брендом RAIL1520: ООО «РЕЙЛ1520», ООО «РЕЙЛ1520 Сервис», ООО «РЕЙЛ1520 Лизинг», ООО «МРК 1520» (совместное предприятие с Mitsui&Co (Япония)), которые предоставляют грузовые вагоны по долгосрочным контрактам аренды. В собственности «НПК ОВК» находится более 16 000 вагонов (на 01.08.2014 г.), преимущественно вагоны нового поколения производства ТВСЗ.
Среди клиентов «НПК ОВК» – крупные промышленные предприятия и транспортные компании, такие как: «СУЭК», «Акрон», ГК «Содружество», «ЗапСиб-Транссервис», «Финтранс ГЛ» (Группа «Илим»), «НефтеТрансСервис», «Транспортный актив», «РВД-Сервис», «Уралкалий», «Евросиб СПб-ТС» и другие.
Транспортное направление «НПК ОВК» представляет компания «Восток1520», которая специализируется на предоставлении широкого спектра услуг при перевозке грузов в инновационных вагонах с улучшенными эксплуатационными характеристиками. С созданием оператора «НПК ОВК» выходит на новый для себя рынок и планирует стать одним из активных участников проекта развития технологий тяжеловесных перевозок на «пространстве 1520».
Компания «Восток1520» ориентирована на работу с промышленными предприятиями угледобывающей, металлургической и химической отраслей и осуществляет перевозки во внутрироссийском сообщении с дальнейшим расширением географии курсирования на страны ближнего и дальнего зарубежья. Парк грузовых вагонов компании-оператора составляют инновационные полувагоны и вагоны-хопперы повышенной грузоподъемности, производство которых наращивает ТВСЗ.
Сегодня железнодорожный холдинг «НПК ОВК» — один из крупнейших игроков отечественного железнодорожного рынка. Для выполнения задач, стоящих перед холдингом, «НПК ОВК» наращивает мощности, развивает производство и ремонт, инжиниринг и испытания, лизинг и перевозки. Мы выпускаем конкурентоспособную инновационную продукцию, отвечающую современным требованиям всех участников перевозочного процесса: как владельца, так и инфраструктуры.