Съемные кузова снизят затраты на перевозку грузов

08.09.2016
«Гудок»

 

Мнение Юрия Бороненко, заведующего кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» ПГУПСа, профессора, д.т.н.

 

Для повышения эффективности использования подвижного состава на сети железных дорог необходимо начать эксплуатировать вагоны со съемными кузовами.

 

У них основная и наиболее дорогая часть (рама с ходовыми частями, тормозами и автосцепкой) будет задействована постоянно, а кузова можно будет менять в зависимости от запросов на рынке перевозок.

 

Тем более что в других странах к такой работе уже приступили. Например, в Германии не так давно начали использовать вагоны со съемными кузовами в мономодальных и мультимодальных перевозках грузов. Новшество представляет собой уменьшенный по ширине грузовой вагон, причем габариты съемного кузова соответствуют размерам кузова автомобильного прицепа.

 

Поэтому из-за довольно малого объема их применение на российских железных дорогах представляется неэффективным. К тому же такие кузова не приспособлены для многоярусного складирования, имеют относительно низкую грузоподъемность (59,6 тонны) и высокую массу тары (13 тонн).

 

В связи с этим для отечественных магистралей нужно разработать перспективный типоразмерный ряд съемных кузовов вагонов, обладающих лучшими техническими характеристиками, чем их зарубежные аналоги. При этом важно обеспечить удобство погрузочно-разгрузочных операций и возможность использовать данный подвижной состав в существующих условиях инфраструктуры российских железных дорог.

 

Также съемные кузова должны складироваться на отдельных площадках и оставаться востребованными на протяжении всего жизненного цикла без спада спроса на них при сезонных колебаниях отправки грузов.

 

Одновременно необходимо решить проблему их крепления на подвижном составе. Широко распространенные в контейнерах фитинги допускают продольные нагрузки, возникающие в процессе эксплуатации, только до 300 кН, что недостаточно для обеспечения безопасности движения вагонов со съемными кузовами. Для увеличения прочности крепления мы предлагаем установить в каждом из углов нижней части кузова по два фитинга, что обеспечит возможность восприятия продольных нагрузок до 1200 кН.

 

Исходя из номенклатуры перевозимых по сети железных дорог грузов, специалисты нашего университета разработали возможный модельный ряд съемных кузовов вагонов, состоящий из девяти типов. Помимо универсальных кузовов открытого и крытого типов, моделей «хоппер» и «платформа», в него вошли кузова для перевозки труб, колесных пар, металла в рулонах, леса, а также жидких грузов в котлах диаметром 3,2 м. При желании заказчиков из числа грузоотправителей и владельцев подвижного состава этот модельный ряд может быть расширен. Проведенные нами расчеты показывают, что применение вагонов со съемными кузовами позволит компаниям-операторам значительно сократить расходы на закупку подвижного состава, поскольку большая их часть приходится на ходовые части, тормозное и автосцепное оборудование.

 

Кроме того, предлагаемая система организации перевозки грузов обеспечит экономию средств на содержание общего парка вагонов за счет оптимизации количества платформ и съемных кузовов, сократятся порожний пробег и непроизводительный простой подвижного состава. Съемные кузова могут эксплуатироваться в существующих условиях с использованием обычных платформ (при массе брутто кузова 72 тонны) с незначительной модернизацией.

 

Также их можно будет применять и на инновационных платформах при массе брутто кузова до 80 тонн. Уверен, что внедрение данной системы организации грузовых перевозок в нашей стране позволит повысить эффективность работы отечественного железнодорожного транспорта.