Мыслить стратегически

29.05.2015
«РЖД-Партнер»

 

По мере увеличения на сети РЖД количества вагонов на инновационных тележках заводы-изготовители начали все более тесно сотрудничать с ремонтными предприятиями, так как ограниченные возможности ремонтной базы могут послужить сдерживающим фактором для внедрения на рынок современного подвижного состава. Тем более что уже в 2016 году наступит срок проведения первого планового деповского ремонта грузовых инновационных вагонов, выпущенных ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» (ТВСЗ).

 

В поисках инновационного сервиса

 

C середины 2013 года ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод», входящее в НПК «Объединенная Вагонная Компания» (ОВК), полностью перешло на производство инновационных грузовых вагонов на тележках модели 18-9810 с осевой нагрузкой 23,5 тс и модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс. В 2013-м ОАО «Научно-производственная корпорация «Уралвагонзавод» (УВЗ) и ТВСЗ вместе выпустили на сеть более 5 тыс. инновационных вагонов.

 

Надо отметить, что согласно производственной программе УВЗ планирует практически полный переход на выпуск данного подвижного состава. В 2015 году, помимо универсальных полувагонов, в серийное производство будут запущены инновационные цистерны для нефте­продуктов и вагоны-хопперы для перевозки минеральных удобрений. В планах производителя – утроить объем выпуска инновационных вагонов по сравнению с 2014-м и довести его до 21 тыс. ед. Наращивают выпуск подвижного состава с улучшенными характеристиками и ОАО «Рославльский ВРЗ», ОАО «Алтай­вагон», ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», «РМ Рейл» и др.

 

Однако, как рассказывают в ВРК-3, пока только 30% их депо могут проводить сервисное обслуживание грузовых вагонов, оснащенных инновационными узлами. Подобная ситуация наблюдается и на других предприятиях, занимающихся обслуживанием подвижного состава. А ведь все экономические преимущества таких вагонов могут быть сведены на нет, например, из-за двухнедельного простоя в ожидании ремонта или доставки нужной запчасти. Пожалуй, это одна из причин того, что пока новую технику встречают на рынке довольно настороженно. «Из-за небольшого количества эксплуатируемого парка с инновационными узлами и того, что он работает на определенных маршрутах следования, база для ремонта таких вагонов находится на начальном этапе развития», – комментируют в ОАО «ВРК-3».

 

Ремонтная сеть

 

ОВК начала поэтапное развитие подобных ремонтных сервисов еще 2 года назад с подготовки профильных предприятий к проведению текущего отцепочного и планового видов ремонта. Сегодня идет реализация следующего этапа – создания сервисных центров, задача которых заключается в том, чтобы освоить ремонт узлов и деталей инновационной тележки моделей 18-9810 и 18-9855. 

 

Первые центры были образованы в середине 2013 года на базе ремонтных вагонных депо ОАО «ВРК-2». Параллельно компания начала сотрудничать с ОАО «ВРК-1». Как рассказывает генеральный директор ВРК-1 Василий Гладких, осенью 2013-го с ОВК было заключено соглашение о создании сервисных центров по проведению гарантийного и постгарантийного обслуживания подвижного состава, а также об информационной поддержке при разработке, согласовании и утверждении разрабатываемых нормативных документов. 

 

В конце 2013 года ВРК-1 и ОВК подписали договор о создании 10 сервисных центров на площадях депо Хабаровск, Улан-Удэ, Инская, Свердловск-Сортировочный, Батайск, Горький-Сортировочный, Вологда, Иланская, Тайшет, Санкт-Петербург-Сортиро-вочный-Московский. «В этих депо предусмотрено выполнение работ по техническому обслуживанию вагонов, в том числе проведение текущего отцепочного ремонта, связанного с устранением технологических неисправностей тележки Барбер в ходе эксплуатации. Помимо этого, осуществ­ляется хранение деталей и узлов, а также обеспечение комплектующими сторонних вагоноремонтных предприятий», – отмечает В. Гладких. По мнению заместителя генерального директора по техническому развитию НПК ОВК Дмитрия Лосева, это даст возможность в случае отказа провести замену узла в течение 72 часов на любой точке сети. «Деятельность сервисных центров позволяет минимизировать время простоя подвижного состава в ремонте за счет хранения на вагоноремонтных предприятиях оборотного запаса деталей и узлов тележек Барбер, а также обеспечить оперативную доставку комплектующих сторонним вагоноремонтным организациям», – поясняет он.

 

В прошлом году ВРК-3 запустила на базе вагонного ремонтного депо Белогорск сервисный центр по обслуживанию грузовых вагонов производства ТВСЗ. В 2015-м компания планирует открыть такие центры на базе депо Карталы, Валуйки, Рузаевка, Красно­уфимск, Болотная. «В настоящее время на пространстве 1520 организована широкая сеть сервисных центров на базе ВРК-1,2,3, Калининградской железной дороги, Уральской вагоно­ремонтной компании и др. В 2015 году мы планируем расширить географию сервисной сети, в том числе и на территории железнодорожных администраций стран СНГ и Балтии», – дополняет Д. Лосев.

 

Эксклюизивный подход

 

Стоит напомнить, что покупателями инновационных вагонов УВЗ были в основном ООО «УВЗ-Логистик», ОАО «ПГК» и АО «ФГК». Это позволило серьезно сократить затраты на организацию их ремонта и уменьшить необходимое количество запчастей, так как вагоны курсировали на ограниченном полигоне. Производитель же намерен расширить перечень услуг по обслуживанию своего иннова­ционного подвижного состава.

 

В свое время первым шагом к этому стало создание в 2013 году на базе ОАО «ВРК-1» обменных пунктов с оригинальными запасными частями к тележкам 18-194-1. Это позволило при отцепке вагона в ремонт в минимальные сроки осуществлять замену вышедшего из рабочего состояния узла или детали. «Далее запланирована авторизация предприятий на право проведения ремонтных работ (от отцепочного до капитального ремонта). Это даст возможность контролировать качество ремонта и эксплуатации вагона, а также гарантировать безопасность движения на сети железных дорог», – рассказывают в УВЗ.

 

В 2013 году ВРК-1 приобрела право на обслуживание инновационных полувагонов модели 12-196-01 на тележ­ках 18-194-01. «В итоге мы являемся первым официальным подрядчиком, имеющим разрешение на производст­во ремонта полувагонов данной модели», – подчеркивает В. Гладких. Разрешение имеют 11 предприятий: Тосно, Горький-Сортировочный, Астрахань, Свердловск-Сортировоч­ный, Магнитогорск, Тайга, Омск-Сортировочный, Ленинск-Кузнецкий,?Иртышское, Нижнеудинск и Брянск-Льговский.

 

Другие изготовители подвижного состава с улучшенными характеристиками также предлагают комплексное обслуживание. «Для сервиса инновационных вагонов у нас есть все необходимые производственные мощности. Наш сервисный центр расположен в Рузаевке – крупном железнодорожном узле Поволжья, поэтому мы пока не планируем открывать новые центры, а развиваем существующий вагоно­ремонтный актив. Помимо ремонта, мы проводим постгарантийное обслуживание своей продукции», – поясняют в «РМ Рейл».

 

Унификация или специализация?

 

Впрочем, для того чтобы вагоно­ремонтные предприятия могли проводить ремонт инновационных вагонов, необходимо не только усовершенствовать оснащение депо, но и повысить квалификацию их персонала. Надо отметить, что несмотря на эти затраты в ВРК-3 считают, что ремонт инновационных вагонов не усложняет, а упрощает производственные про­цессы. При этом ряд узлов и деталей (поглощающие аппараты, подшипники), направляемых в ремонт, попросту меняются на новые, неисправные же возвращаются изготовителю.

 

По словам заместителя директора по перспективному развитию ОАО «Алтайвагон» Станислава Золотарева, в сервисных центрах будет действовать система, аналогичная той, что существует в автосервисах. «Каждый автомобиль ремонтируется в определенном сервисе, а производитель обучает персонал мастерской и поставляет детали и оборудование для проведения соответствующих работ. Это правильный подход. Он не только поможет избежать контрафактной продукции, повысив безопасность на сети, но и ускорит внедрение инновационных вагонов на рынок», – уверен С. Золотарев.

 

Однако в ОАО «РЖД» полагают, что для обслуживания вагонов с улучшенными характеристиками, напротив, необходимо создать унифицированную структуру сервисных центров, так как рынок может не выдержать большой насыщенности специализированными центрами, поэтому нужна их стандартизация.

 

В то же время эксперты отмечают, что высокое качество ремонта инновационных вагонов смогут обеспечить только те предприятия, которые работают по сертифицированной технической документации, а полулегальные ремонтные производства, скорее всего, постепенно уйдут с рынка.

 

Справка

 

Структура организации сервисных центров ОВК:

  • центр, выполняющий проведение плановых и текущих ремонтов вагонов, ремонт запасных частей и их хранение 
  • центр, осуществляющий только текущие отцепочные ремонты, ремонт запасных частей и их хранение
  • центр, выполняющий проведение текущих отцепочных ремонтов и хранение запасных частей 
  • центр, обеспечивающий только хранение запасных частей

 

Выгода заказчика при сервисном обслуживании:

  • меньший простой вагонов в ремонте за счет оптимизации взаимо­действия между изготовителем и ремонтным предприятием
  • наличие пополняемого запаса оригинальных запасных частей
  • повышение качества ремонта (депо заинтересовано в безотказной эксплуатации инновационного вагона)