Наращивать выпуск, не снижая эффективности

28.02.2017
«РЖД-Партнер»

 

Второй год подряд Научно-производственная корпорация «Объединенная Вагонная Компания» становится крупнейшим производителем грузового подвижного состава на территории СНГ. В 2016-м на ее тихвинских производствах было выпущено 15 900 вагонов нового поколения. Согласно экспертным оценкам, по итогам работы в наступившем году железнодорожный холдинг возглавит список ведущих мировых производителей отрасли.

 

Увеличение объема выпуска обусловлено, прежде всего, растущим спросом и расширением продуктовой линейки холдинга «ОВК». Всего 5 лет назад, сразу после запуска в Тихвине производственных мощностей первого предприятия – Тихвинского вагоностроительного завода, было освоено производство только двух типов техники: полувагонов и хопперов. Но уже сегодня в модельном ряду холдинга «ОВК» более 40 модификаций подвижного состава. На мощностях второго завода – «ТихвинХимМаш» – освоен выпуск целого семейства вагонов- цистерн для перевозки разнообразных химических грузов (серной кислоты, метанола, аммиака, каустика и расплавленной серы). Это модели от самых простых до сложных, в том числе с теплоизоляцией из нержавеющей стали для перевозки агрессивных грузов. В 2016 году началось производство лесовозов на третьем предприятии ОВК – «ТихвинСпецМаш». Курс на диверсификацию выпускаемой продукции включает производство фитинговых и универсальных платформ, а также крытых вагонов. Все вагоны выпускаются на тележке с осевой нагрузкой 25 тс и относятся к новому поколению железнодорожной техники с повышенной грузовместимостью, экономичностью и надежностью. В результате для потребителя каждая тонна груза, перевезенная в вагонах ОВК, становится дешевле. Но и здесь есть свои точки роста, например, производство вагонов с нагрузкой 27 тс на ось, и активная работа в этом направлении уже ведется.

 

«В целом продуктовый портфель компании уже закрывает до 80% потенциального спроса, существующего на рынке. Такой динамики роста портфеля удалось достичь за счет реализации целого ряда инвестиционных проектов по запуску новых производственных мощностей», – говорит генеральный директор НПК «Объединенная Вагонная Компания» Роман Савушкин. «Наряду с этим на предприятиях удалось повысить эффективность использования основных производственных линий и оборудования, увеличив посменный выпуск вагонов. Была запущена новая линия по выпуску зерновозов и минераловозов», – продолжает топ-менеджер.

 

«И все же основное событие года в жизни компании, пожалуй, произошло в сфере менеджмента и корпоративного управления – продажа оператора «Восток1520» стратегическому инвестору», – отмечает Р. Савушкин. Такой «выход в открытое плавание» стал свидетельством эффективной стратегии применения подвижного состава с повышенной грузоподъемностью на отечественном рынке транспортных услуг. Операторская компания изначально была создана для продвижения самой идеи применения на сети ОАО «РЖД» инновационных вагонов. И за сравнительно короткий промежуток времени в этом важнейшем направлении удалось добиться значительных успехов. В итоге завершившаяся в конце года сделка позволила отделить транспортную составляющую от производственных процессов. С другой стороны, структура сделки позволит НПК «Объединенная Вагонная Компания» сохранить определенную долю в АО «Первая Тяжеловесная Компания», в состав которой вошел «Восток1520», что дает возможность оперативно реагировать на складывающиеся потребности рынка грузоперевозок.

 

«Сейчас уже ни у кого нет сомнений, что вагоны нового поколения востребованны и позволяют, с одной стороны, снизить стоимость перевозки грузов, с другой – увеличить грузооборот. Идею их внедрения, по сути, поддержал сам рынок», – подчеркивает Р. Савушкин. В первую очередь это отразилось на сегменте полувагонов. С середины минувшего года потребность в них стала расти, а парк наконец достиг баланса. Это привело к выравниванию экономики перевозок, ставка оперирования достигла уровня инвестирования в вагон. Появились покупатели, которые готовы инвестировать в новый парк, причем не только через аренду, а именно путем покупки.

 

Кроме того, помимо полувагонов, перспективным является сегмент зерновозов. В агропромышленном комплексе уже несколько лет наблюдается позитивная динамика, при этом парк хопперов для перевозки зерновых грузов существенно изношен. Хороший потенциал роста имеет химическая отрасль. Все это говорит о необходимости в обновлении парка и наличии спроса, причем не спекулятивного, а стратегически осознанного. Наблюдается стремление сделать долгосрочные инвестиции в вагоны с повышенной грузоподъемностью в сегменте перевозок минеральных удобрений и лесных грузов. Заранее сознавая потребность в обновлении парка через несколько лет, крупные игроки уже сейчас делают ставку на то, чтобы ее удовлетворить.

 

«У нас есть реальные перспективы развития и на международных рынках. Отмечу, что российское производство за счет девальвации рубля и ряда других факторов становится достаточно конкурентоспособным в сравнении с зарубежными производителями. Наша продукция способна действительно на равных конкурировать с теми же китайскими вагоностроителями, которые могут предложить относительно невысокую стоимость на глобальных площадках, где, в отличие от нас, уже давно присутствуют. И хотя работа на экспортных рынках имеет свои нюансы, наша компания рассматривает возможности развития экспортных поставок на таких направлениях, как Средняя Азия, Африка и Америка. Знаковым для нас событием стало прохождение сертификации в Американской ассоциации железных дорог. Это серьезное достижение с точки зрения выхода на североамериканский рынок», – заключает Р. Савушкин.

 

У железнодорожного холдинга «ОВК» впереди амбициозные планы, и компания знает, как их реализовать.