Росстандарт утвердил порядок разработки инновационного подвижного состава

28.01.2015
«Гудок»

 

Интервью Ларисы Никольской, начальника отдела стандартизации, метрологии и управления качеством ПКБ ЦТ ОАО «РЖД».

 

– В чем значение и особенность этого документа?

 

– Предстандарт вводится впервые, международных и зарубежных аналогов нет.

 

– А что он регламентирует?

 

– Предстандарт «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и допуска к эксплуатации» регламентирует особый порядок разработки инновационных локомотивов, грузовых вагонов, пассажирских вагонов локомотивной тяги и моторвагонного подвижного состава. Под «инновационным» понимается железнодорожный подвижной состав, технические характеристики либо предполагаемое использование которого являются принципиально новыми или существенно отличаются от выпускавшихся ранее аналогов, при этом отсутствуют или не соответствуют принятым нормы и требования в утвержденных стандартах по показателям безопасности и совместимости с инфраструктурой. Кроме того, в предстандарте описана процедура допуска такого подвижного состава на пути общего пользования для проведения его подконтрольной эксплуатации.

 

Стандарт разработан в целях содействия выполнению требований технических регламентов Таможенного союза и гарантированного обеспечения надежности и безопасности инновационного подвижного состава, разрабатываемого для обращения на путях общего пользования Российской Федерации.

 

– Какие организации принимали участие в разработке и согласовании этого документа, в чем состоят особенности его применения?

 

– Проект предварительного стандарта разработан по указанию старшего вице-президента ОАО «РЖД» Валентина Гапановича Проектно-конструкторским бюро локомотивного хозяйства – филиалом ОАО «РЖД». В его разработке и согласовании принимали участие производители железнодорожного подвижного состава, ведущие научно-исследовательские институты железнодорожного транспорта и причастные подразделения ОАО «РЖД».

 

– Само слово «предварительный», по-видимому, означает, что он вводится на какой-то срок?

 

– В соответствии с федеральным законом «О техническом регулировании» предстандарт в отличие от других документов в области стандартизации имеет ограничение по сроку действия. В соответствии с приказом Росстандарта предварительный стандарт «Инновационный железнодорожный подвижной состав. Порядок разработки и допуска к эксплуатации» вводится в действие сроком на три года – с 1 апреля 2015-го по 1 апреля 2018-го. В течение указанного срока управление технического регулирования и стандартизации Росстандарта будет осуществлять мониторинг и оценку его применения, по результатам которых будет принято решение об утверждении предстандарта в качестве национального стандарта или о его отмене без замены.

 

– Росстандартом утвержден и еще один предстандарт?

 

– Да, это «Инновационные технические средства железнодорожной инфраструктуры. Порядок допуска к эксплуатации». Он распространяется на инновационные технические средства, разработанные и произведенные как в России, так и в других государствах, но адаптированные для условий эксплуатации наших железных дорог.