Сервисное обслуживание инновационных вагонов

17.03.2014
«Вагоны и вагонное хозяйство»

 

Что такое инновация?

В последнее время этот термин достаточно часто употребляется в отношении грузовых вагонов нового поколения. В соответствии со словарем, инновация – это внедренное новшество, которое имеет существенное отличие от аналогичных продуктов, а самое главное, востребованное на рынке. Инновации, как и все новое, обладая определенными техническими преимуществами по отношению к существующим аналогам, как правило, достаточно сложно «приживаются». Чтобы облегчить условия введения в эксплуатацию инновационных вагонов на сеть железных дорог их приобретателям будут предоставлены определенные преимущества, выраженные в виде тарифных преференций.

 

Но что такое инновационный вагон?

 

До недавнего времени этот вопрос оставался открытым, поскольку конструкционные отличия вагонов новых моделей от вагонов предыдущего поколения незначительны. Если сравнивать два полувагона, то можно видеть, что это четырехосные полувагоны с такой же нагрузкой на ось, имеющие две трехэлементные тележки, центральное рессорное подвешивание, буксовые узлы на подшипниках качения, пневматическую тормозную систему автосцепное устройство и ударно-тяговый аппарат.

Однако отличия очевидны. Инновационный вагон должен обеспечивать величину межремонтных пробегов не менее 250 тыс. км, а от постройки до первого деповского ремонта – не менее 500 тыс. км; скорость в порожнем и груженом состояниях – не менее 90 км/ч; коэффициент вертикальной динамики обрессоренных частей кузова в порожнем состоянии – не менее 0,65, а в груженом – не менее 0,55, в том числе и при максимальных эксплуатационных износах, а также соответствовать ряду других требований.

Чтобы отвечать требованиям инновационности, новые вагоны оснащаются кассетными подшипниками вместо цилиндрических роликовых, тележкой с улучшенными характеристиками, отличными от тележки 18-100. Вагон должен быть оснащен поглощающим аппаратом не ниже класса Т1‚ должен иметь тормозные колодки, обеспечивающие повышенную износостойкость, безрезьбовые соединения тормозной арматуры.
Каждая в отдельности деталь или узел вагона обладает повышенными потребительскими свойствами. Так, гарантийные сроки кассетного подшипника и поглощающего аппарата составляют 8 лет, колесная пара, изготовленная из стали марки T обеспечивает устойчивость к изнашиванию и сокращение количества обточек. Совокупность этих новшеств позволяет увеличить межремонтный пробег вагона и сократить расходы на поддержание его исправного технического состояния в эксплуатации в течение всего жизненного цикла. Учитывая, что инновационные детали более надежны, иметь их оборотный запас в депо, как это принято в настоящее время по отношению к обычным вагонам, экономически нецелесообразно. По этой причине не следует в близлежащей перспективе ожидать обеспечения всех ремонтных предприятий запасными частями для инновационных вагонов.

Тем не менее, несмотря на повышенную надежность, отказы инновационных вагонов в эксплуатации происходят и требуют устранения неисправностей в текущем ремонте. При этом силами депо зачастую невозможно устранить неисправность ввиду отсутствия необходимых запчастей, специального оборудования и инструментов, подготовленных к обслуживанию и ремонту инновационных вагонов производственного персонала. Поэтому инновационные вагоны, поступая в текущий ремонт, имеют значительные простои в неисправном состоянии, ожидая приезда представителей изготовителя и доставки запасных частей.

Чтобы сократить длительность простоя вагонов в нерабочем парке в ожидании ремонта, в ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» («ВРК-2) начата работа по созданию сетей сервисного обслуживания инновационных вагонов и их составных частей. В настоящее время проводится ряд мероприятий, призванных создать систему устойчивого обеспечения запасными частями с предоставлением высококвалифицированных сервисных услуг по ремонту вагонов с основными заводами-изготовителями. Так, совместно с ЗАО «Тихвинский вагоностроительный завод» заключено соглашение о сервисном обслуживании тележки «Вагbег S-2-R» на производственной базе 11-ти депо ОАО «ВРК-2». Расположение сервисных центров совмещено с маршрутами курсирования вагонов. К настоящему времени на базе учебного центра депо Челябинск проведены теоретические и практические занятия по подготовке и аттестации специалистов депо, которые непосредственно будут выполнять текущий ремонт тележек. Также организована доставка необходимых запасных частей в сервисные центры, проведена их аттестация заводом изготовителем тележки.

С ООО «СКФ Тверь» также на базе учебного центра депо Челябинск проведена подготовка специалистов колесно-роликовых участков 11-ти депо по производству монтажно-демонтажных работ кассетных подшипников производства СКФ. Расположение сервисных центров СКФ совмещено с сервисными центрами по обслуживанию тележки «Barber».

С «Амстед Рейл Компани Инк.» проводится работа по обслуживанию подшипников «Бренко». В настоящее время разработан документ по оценке технического состояния подшипников, будут проведены занятия со специалистами колесно-роликовых участков и технологами всех 38 депо ОАО «ВРК-2». После этого каждое депо, под контролем головного сервисного центра «Бренко», будет осуществлять оценку поступивших из эксплуатации колесных пар, забракованных по нагреву буксы, определять годность подшипника с последующей разбраковкой либо отправкой колесной пары на его замену. Это позволит в разы сократить время простоя вагона в нерабочем парке благодаря оперативному выполнению работ по требованиям завода-изготовителя, но осуществляемых силами депо.

Работы по созданию сервиса проводятся в соответствии с планом мероприятий, которые также предусматривают создание сервисных центров для тележки «Моушн Контрол». Аналогичные работы проводятся с еще одним изготовителем кассетных подшипников компанией «Тимкен». В планах ОАО «ВРК-2» – создание сервисных центров и по поглощающим аппаратам РТ-12О. В настоящее время с ООО «Вагонмаш» ведется согласование расположения сервисных центров и принципов их работы. ОАО «ВРК-2» как разносторонняя компания приглашает к сотрудничеству изготовителей грузовых вагонов и их компонентов и готова активно сотрудничать по всем направлениям взаимовыгодной деятельности, результатом которой должно стать улучшение условий обслуживания инновационной продукции.