Организация ТОР инновационного подвижного состава: опыт, проблемы и перспективы

В 2015 г. в Российской Федерации практически каждый второй вагон строится на тележках с повышенной осевой нагрузкой.

 

Сегодня в России парк вагонов нового поколения (с нагрузкой 25 тс) насчитывает более 30 тыс. единиц, в том числе —более 20 тыс. вагонов оснащены тележками Барбер. Увеличивается и количество компаний-операторов, эксплуатирующих такие вагоны.

 

Вагоны нового поколения демонстрируют высокие показатели эксплуатационной надежности. Так, за 9 месяцев 2015 г. частота заходов вагонов на тележке Барбер в текущий ремонт была в 15 раз ниже среднего показателя по сети для вагонов на типовых тележках. Результаты получены на основе анализа работы парка транспортной компании «Восток1520», состоящего из инновационных и типовых вагонов. При этом время простоя парка нового поколения в текущем отцепочном ремонте приведено к временным показателям ремонтов массовых моделей вагонов на типовых тележках.

 

НПК ОВК обладает достаточным опытом организации текущего отцепочного ремонта подвижного состава нового поколения, чему способствовала работа по подготовке эксплуатационных и ремонтных вагонных депо к проведению технического обслуживания и ремонта подвижного состава на тележках Барбер.

 

В рамках некоммерческого партнерства ОПЖТ в 2013 г. было разработано Типовое положение о сервисных центрах по ремонту грузовых вагонов нового поколения. На основании этого документа и была выстроена работа сервисной сети НПК ОВК.

 

На сегодня сервисная деятельность НПК ОВК представлена сетью из 6 учебных и 50 сервисных центров на базе вагонных депо на территории РФ, Казахстана и Белоруссии.

 

Обучение в учебных центрах проводится по специально разработанной НПК ОВК методике. Сотрудники вагонных депо приобретают практические навыки технического обслуживания и текущего ремонта вагонов на тележках Барбер. В программе занятий доступны учебные образцы ходовой части и комплектующих, а также интерактивное электронное техническое руководство «Тележка грузового вагона модели 18-9855» и обучающие плакаты. Эти материалы переданы каждому вагонному депо пространства 1520, проводящему техническое обслуживание грузовых вагонов.

 

Сегодня НПК ОВК совместно с эксплуатационными и ремонтными вагонными депо продолжает активно развивать сеть сервисных центров. Данная работа проводится в три этапа. Первый этап уже реализован: вагоноремонтные предприятия были подготовлены к проведению текущего отцепочного ремонта.

 

В настоящее время реализуется второй этап развития—организация ремонта запасных частей (деталей тележки).

 

К третьему, заключительному этапу НПК ОВК приступит сразу после проведения опытного ремонта вагонов нового поколения.

 

В рамках развития сети сервисных центров также созданы склады запасных частей инновационных тележек.

 

Практика показала, что созданный НПК ОВК запас достаточен для устранения технологических неисправностей. Однако, согласно анализу текущих отцепок вагонов, их основными причинами, в первую очередь, являются повреждения кузова, полученные при эксплуатации вагона. Устранение таких неисправностей ничем не отличается от технологии ремонта для массовых моделей полувагонов на типовых тележках и не требует наличия на ремонтных участках специализированных запасных частей.

 

Также вагоны отцепляются в текущий ремонт из-за неисправностей колесных пар в ходе эксплуатации. При этом 94% неисправностей колесных пар возникают в результате эксплуатации или повреждений и требуют их обточки (более 80% колесных пар отцепляются с односторонними ползунами и выщербинами. Стоит отметить, что средний пробег вагонов на тележках Барбер до обточки колесных пар превышает 220 тыс. км.

 

На первом этапе развития сервисной сети вагонов нового поколения НПКОВК предусматривала создание оборотного запаса деталей только для устранения технологических неисправностей. Но, в связи с участившимися случаями отцепок по эксплуатационным неисправностям и повреждениям, железнодорожный холдинг вынужден создавать дополнительный оборотный запас колесных пар с осевой нагрузкой 25 тонн для устранения и данных неисправностей.

 

Отмечу, что созданием оборотного запаса должны заниматься предприятия, оказывающие услуги по текущему ремонту и, в первую очередь, эксплуатационные депо как основной подрядчик данной услуги. Именно это происходит с созданием оборотного запаса колесных пар с осевой нагрузкой 23,5 тонн. Тем не менее, проблема отсутствия в обороте достаточного количества колесных пар с осевой нагрузкой 25 тонн начала частично решаться за счет создания такого запаса компаниями- операторами, среди которых СУЭК, Вос-ток1520 и УВЗ-Логистик.

 

Повысить эффективность работы на всей сети возможно только совместными усилиями всех участников перевозочного процесса.

 

Д.Н. Лосев, заместитель генерального дректора по техническому развитию НПК «Объединенная Вагонная Компания»