Готовность вагоноремонтных предприятий к обслуживанию инновационных вагонов

01.05.2014
«Техника железных дорог»

 

С середины 2013 года Тихвинский вагоностроительный завод (ТВСЗ), входящий в ООО «ОВК», полностью перешел на производство инновационных грузовых вагонов на тележках модели 18-9810 с осевой нагрузкой 23,5 тс и модели 18-9855 с осевой нагрузкой 25 тс. Сегодня на «пространстве 1520» курсирует более 6000 вагонов на таких тележках, и до конца 2014 года на сеть поступит еще около 11000 единиц.

 

Прирост парка

 

Производство инновационного подвижного состава освоено в ЗАО «ТВСЗ», а также в настоящее время активно внедряется на ведущих вагоностроительных заводах России и СНГ: ОАО «Рославльский ВРЗ», ОАО «Алтайвагон», ОАО «Новокузнецкий вагоностроительный завод» и СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод». Первые 200 вагонов на тележках с осевой нагрузкой 25 тс модели 18-9855, построенные этими заводами-партнерами, уже вышли в эксплуатацию.

 

В соответствии с планами «ОВК» по производству грузовых вагонов, в 2015 году намечен выпуск около 30000 вагонов на тележках модели 18-9855 (25 тс). До конца 2020 года ожидается ежегодный прирост парка до 50000 вагонов.

Исторически сложилось, что массовый выход в эксплуатацию нового продукта всегда сопровождался подготовкой эксплуатационных и вагоноремонтных предприятий, поэтому еще в 2012 году были учтены возможные риски эксплуатации инновационной тележки и выработаны целевые меры по созданию полноценной сети сервисных центров гарантийного и послегарантийного обслуживания грузовых вагонов. 

Отличающаяся по конструкции от серийных грузовых тележек модели 18-100, инновационная тележка моделей 18-9810 и 18-9855 имеет ряд технологических особенностей, в том числе позволяющих более качественно подходить к оценке ее технического состояния и исключить человеческий фактор. Основные узлы трения – износостойкие фрикционные клинья, скользуны и адаптеры кассетных подшипников, которые имеют встроенные индикаторы износа и не требуют использования типовых измерительных инструментов осмотрщика вагонов. Применяемые тормозные колодки «Фритекс» значительно сохраняют поверхность катания от истирания и образования эксплуатационных дефектов. Однако наличие в тележке высокотехнологичных конструкционных решений не исключает возможности возникновения ее отказов в эксплуатации, вслед за которыми обязательно последует ремонт с заменой или восстановлением ресурса неисправных узлов и деталей.

 

Создание сервисной сети по обслуживанию и ремонту инновационных вагонов

 

Развитие сервисного обслуживания инновационных вагонов на тележках моделей 18-9810 и 18-9855 ведется в три этапа: подготовка вагоноремонтных предприятий к проведению текущего отцепочного ремонта, ремонт деталей тележки и проведение плановых видов ремонта. Создаваемые в рамках сервисной сети специализированные центры поделены на четыре условные категории. Сервисный центр (СЦ) первой категории может выполнять весь комплекс работ, включая плановые виды ремонта (ДР, КР), второй – помимо хранения запасных частей и оказания услуги по текущему отцепочному ремонту, производить ремонт узлов и деталей тележки, третьей категории – оказывать услугу по хранению запасных частей, выполнять текущий отцепочный ремонт вагонов с заменой деталей, а СЦ четвертой категории может только хранить запасные части и по заявке доставлять их к месту ремонта вагонов.

Первые 11 сервисных центров третьей категории были образованы в середине 2013 года на базе ремонтных вагонных депо ОАО «Вагонная ремонтная компания-2» (ВРК-2). С увеличением парка инновационных вагонов сеть сервисных центров этой категории постоянно расширялась. Сегодня на «пространстве 1520» уже создано 30 СЦ, в состав которых вошли вагоноремонтные предприятия: ОАО «Вагонная ремонтная компания-1», ЗАО «Уральская вагоноремонтная компания», ООО «Сибирская вагоноремонтная компания», ТОО «Камкор Вагон» (Казахстан) и ООО «Трансвагонмаш». Организация сервисных центров третьей категории была первым этапом развития сервисной сети.  

Сегодня «ОВК» приступила к реализации второго этапа – созданию сервисных центров второй категории, основная задача которых – освоить ремонт узлов и деталей инновационной тележки моделей 18-9810 и 18-9855, высвобождаемых при текущем отцепочном ремонте. Также необходимо пройти опытную процедуру авторизации тележечных участков на право ремонта новой продукции, необходимость которой была определена Планом мероприятий, направленных на совершенствование обеспечения безопасности производства и эксплуатации железнодорожного подвижного состава.

В мае 2016 года наступит срок проведения первого планового деповского ремонта инновационных грузовых вагонов ЗАО «ТВСЗ». В ходе опытного ремонта будет произведена актуализация ранее разработанной ремонтной документации и уточнен перечень используемого технологического оборудования и оснастки.

Заключительный этап развития сервисного обслуживания – это создание сервисных центров первой категории, готовых к проведению деповского и капитального ремонтов инновационных вагонов, массовое поступление которых ожидается в 2017 году. И здесь будет востребован весь накопленный опыт ремонта инновационных тележек за прошедший период.

При освоении ремонта тележки моделей 18-9810 и 18-9855 потребуются некоторые изменения в организации существующих производственных процессов. В первую очередь необходимо будет дооснастить сервисные центры измерительным инструментом для контроля геометрических параметров составного фрикционного клина, клинового кармана надрессорной балки, буксового проема боковой рамы. Дополнительно необходимо освоить на действующем оборудовании технологию неразрушающего контроля колесных пар с осевой нагрузкой 25 тс, позволяющую дефектоскопировать ось с увеличенным диаметром и криволинейный профиль диска цельнокатаного колеса.

Одним из важных процессов станет освоение технологии удаления и приварки износостойкого цилиндрического кольца подпятника, а также износостойкой вставки кармана надрессорной балки. Данную операцию на Тихвинском вагоностроительном заводе выполняет специализированный роботизированный комплекс.

К началу производства ремонтных работ сервисным центрам на основе типовой ремонтной документации «ОВК» необходимо подготовить собственные технологические процессы. При этом «Объединенная вагонная компания» окажет необходимую помощь в их написании, обучении персонала технологии ремонта тележки, а также предоставит перечень сертифицированных предприятий-поставщиков узлов и деталей тележек.

 

Обеспечение железнодорожной сети колесными парами с кассетными подшипниками

 

Эксплуатация инновационных вагонов вновь обозначила одну из старых проблем организации обеспечения ПТО колесными парами. На протяжении многих лет основными причинами отцепок грузовых вагонов являются эксплуатационные неисправности колесных пар износы гребней, ползуны, выщербины, а также случаи, связанные с нагревом кассетных подшипников. Несмотря на увеличение темпов внедрения на «пространстве 1520» кассетных подшипников, на вагоноремонтных предприятиях до сих пор отсутствует оборотный запас и технологическая оснастка для их напрессовки. В связи с этим быстро организовать на ПТО замену неисправной колесной пары с подшипниками кассетного типа сегодня практически невозможно.

Для исключения сверхнормативного простоя инновационных вагонов в эксплуатации «ОВК» по собственной инициативе производит замену колесных пар с эксплуатационными неисправностями новыми колесными парами, предназначенными для ремонта вагонов, отцепленных по технологическим причинам. Благодаря такому использованию сервисными центрами технологического резерва колесных пар, среднее время простоя вагонов на тележке моделей 18-9810 и 18-9855 в текущем ремонте составляет 70 ч (67 ч - на станционных путях и 3 ч - в ремонте). Этот показатель не ухудшился по сравнению с обычными серийными вагонами на тележках модели 18-100.

Однако для решения вопросов, связанных с заменой колесных пар, одних только сервисных центров «ОВК» недостаточно. Грузовые вагоны на кассетных подшипниках кроме ЗАО «ТВСЗ» строят и другие предприятия. Оборотный запас колесных пар с подшипниками кассетного типа должен быть на всех ПТО, и организовать это под силу только ОАО «РЖД» совместно с собственниками вагонов и вагоноремонтными предприятиями.

 

Экономия на протяжении жизненного цикла

 

Одним из ключевых показателей экономической эффективности на протяжении жизненного цикла грузового вагона являются расходы на проведение плановых видов ремонта. На протяжении всего срока службы (32 года) инновационного полувагона на тележке модели 18-9810 предусмотрены пять деповских и один капитальный ремонт по достижении 18 лет. При этом первые деповские ремонты после постройки и после капитального ремонта проводятся через 6 лет или 500000 км пробега, а оставшиеся три деповских ремонта – через 4 года или 350000 км пробега.

Для сравнения: у типового полувагона на тележках модели 18-100 в период его срока службы (22 года) проводится восемь деповских и один капитальный ремонт по достижении 11 лет. Если же уравнять сроки службы типового полувагона с полувагоном на инновационной тележке, то такая разница составит восемь деповских ремонтов, средняя стоимость каждого – 100 тыс. руб.

Подводя итоги за истекший период эксплуатации инновационных вагонов на тележках моделей 18-9810 и 18-9855, можно констатировать, что на всех маршрутах следования данного подвижного состава функционирует и развивается устойчивая система сервисного обслуживания. Принимаемые «ОВК» меры позволят собственникам инновационных вагонов и сервисным центрам своевременно подготовиться к началу их массового захода в плановый ремонт.