Инжиниринговому центру ОВК исполняется 10 лет

15.05.2023
Ассоциация «ОПЖТ»

15 мая 2023 года Всесоюзный научно-исследовательский центр транспортных технологий отмечает свой 10-летний юбилей. Начиная с 2015 года организация является членом ОПЖТ. Генеральный директор ООО «ВНИЦТТ» Орлова Анна Михайловна специально для ОПЖТ дала интервью, в котором рассказала о результатах, которых удалось достичь за 10 лет, а также о направлениях совместной работы с ОПЖТ.

В этом году инжиниринговый центр железнодорожного холдинга «ОВК» – ООО «ВНИЦТТ» – отмечает 10-летний юбилей. Расскажите о том, какие задачи были решены и чего удалось достигнуть за этот период.

ВНИЦТТ создан в 2013 году для обеспечения ОВК собственными разработками вагонов и ключевых комплектующих, а также технологий для их производства. Наиболее активно центр работал в период формирования основной продуктовой линейки и производственных линий на Тихвинском вагоностроительном заводе, «ТихвинХимМаше» и «ТихвинСпецМаше» (предприятия тихвинской Промплощадки железнодорожного холдинга «ОВК»). В этот период стояла амбициозная задача предложить для колеи 1520 мм принципиально новую линейку грузовых вагонов с осевой нагрузкой 25 тс с показателями надежности, приближенными к лучшим мировым аналогам.

Надежность вагона в первую очередь определяется тележкой: износостойкостью элементов подвешивания, улучшенными показателями ходовых качеств и воздействия на путь. В тихвинской тележке модели 18-9855 все это было реализовано на стадии проектирования. В 2020 году по итогам многолетней подконтрольной эксплуатации в интенсивных условиях эти тележки подтвердили заложенные характеристики, в том числе межремонтный пробег 1 млн км. Также подтвержден пониженный износ гребней колес с первой обточкой в среднем после 350 тыс. км пробега.

За время серийного выпуска конструкция ходовой части совершенствовалась и диверсифицировалась по назначению. Были созданы варианты для вагонов малой тары, а также для сочлененных вагонов, отличающиеся четырьмя боковыми скользунами на балке, а для некоторых вагонов – установкой тормозного цилиндра и авторегулятора на тележке.

Созданная ВНИЦТТ линейка вагонов – это более 70 моделей и их модификаций под требования конкретных покупателей. Мы рады видеть, что, если на начальном этапе внедрения нас поддерживали только несколько компаний, поверивших в новаторскую технологию 18-9855, то сейчас рост эффективности перевозок тихвинскими вагонами повышенной грузоподъемности уже не ставится под сомнение. Наличие сниженного воздействия на путь и сопротивления движению подтверждено многочисленными испытаниями в профильных институтах РЖД, а также постоянно растущими перевозками различных грузов поездами весом 7 100 тонн.

Какие проекты и решения лично Вы считаете самыми значимыми и почему?

Особо отмечу линейку сочлененных шестиосных вагонов, начало которой было положено вагонами-цистернами для СУГ и нефтепродуктов. Только размещение двух котлов на трех тележках с осевой нагрузкой 25 тс позволило решить задачу по увеличению массы и объема груза в поезде. Для грузов, перевозимых в этих вагонах, фактически реализована полная погрузка.

Также выделю наши экспортные проекты. Развитие этого направления потребовало от ВНИЦТТ освоения нормативов европейских и американских железных дорог. Были созданы вагоны-платформы сочлененного типа для Европы, хопперы для Африки, линейка вагонов для Ирана и Монголии. Наши 6-осные цистерны допущены на перегрузочные терминалы Китая. Сейчас ведется разработка проектов поставки литых деталей и вагонов в Индию.

Какие крупные проекты реализованы ООО «ВНИЦТТ» в прошлом году?

В 2022 году значительная часть работ ВНИЦТТ была направлена на совершенствование существующего модельного ряда грузовых вагонов с целью адаптации его к требованиям новых покупателей, повышения надежности в эксплуатации, а также с целью оптимизации технологии производства вагонов.

Были завершены работы по адаптации вагона-цистерны для нефтепродуктов модели 15-9993 к погрузочно-разгрузочной инфраструктуре основных покупателей, которые используют гидромонитор на пунктах выгрузки (гидромонитор – устройство, служащее для создания (формирования) плотной, движущейся с большой скоростью струи жидкости и управления ею с целью обеспечения полной выгрузки груза). В конструкции серийно-выпускаемых вагонов-цистерн легализовано применение стали марки 09Г2С с нормализующей прокаткой по ГОСТ 5520-2017, что позволило оптимизировать технологические процессы термообработки. Эти работы были нацелены на удовлетворение повышенного спроса на нефтебензиновые цистерны.

В связи с изменением ситуации на рынке комплектующих и материалов, связанным с санкционной политикой недружественных государств, были проведены работы, направленные на разработку и введение в конструкцию вагонов и их составных частей комплектующих отечественного производства. По позициям основной серийной линейки выпускаемых вагонов эти работы завершены. По отдельным позициям продолжаем в 2023 и даже с перспективой на 2024 год.

Что запланировано на 2023 год? Каких результатов удалось достичь уже сегодня?

Наш план НИОКР на ближайшую перспективу насыщенный. В рамках программы постановки на производство совместно с заказчиками ведутся работы по нескольким новым вагонам. Помимо магистрального транспорта, где у нас представлена практически вся линейка, сейчас под конкретных заказчиков мы разрабатываем мелкосерийные вагоны узкой специализации и для промышленного транспорта. В проектах применяются проверенные на крупной серии конструктивные решения. Идет серьезная работа по совершенствованию массово выпускаемых моделей полувагонов и хопперов, направленная на улучшение основных характеристик – грузоподъемности и вместимости. Планируем продемонстрировать наши ключевые новинки на железнодорожном салоне PRO//Движение.Экспо, который в этом году пройдет в Санкт-Петербурге.

Расскажите подробнее о направлениях и результатах совместной работы с ОПЖТ.

ОПЖТ – это представительная и компетентная площадка, где для конструктивного диалога встречаются различные ветви железнодорожного машиностроения – заказчики, создатели и изготовители элементов инфраструктуры, тягового и несамоходного подвижного состава, путевой техники.

Работа ОПЖТ позволяет учесть результаты научно-технических работ различных участников при разработке новых документов по стандартизации. ВНИЦТТ является активным разработчиком межгосударственных и национальных стандартов, для обсуждения которых ОПЖТ предоставляет экспертное мнение и площадку для обсуждения.

Не менее важной является направляющая роль ОПЖТ в области цифровизации процессов разработки и производства железнодорожного подвижного состава. ВНИЦТТ интересны перспективные проекты по применению «умных стандартов», разработке контрольно-диагностических цифровых комплексов для грузовых вагонов.

Очень важна роль ОПЖТ в сертификации систем менеджмента качества предприятий, обеспечении преемственности функций органа по сертификации после ухода фирм из недружественных стран.