Сертификация продукции после введения Технических регламентов Таможенного союза

26.06.2014
«Вагоны и вагонное хозяйство»

 

В мае в Москве состоялся совместный круглый стол Некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП «ОПЖТ») и Некоммерческого партнерства «Объединение вагоностроителей», посвященный обсуждению возможных трудностей при подготовке документов к сертификации продукции после 2 августа 2014 г. — даты ввода в действие Технических регламентов Таможенного Союза. Заседание круглого стола вел председатель Комитета по нормативно-техническому обеспечению и стандартизации, вице-президент НП «ОПЖТ» В.А. Матюшин.

В заседании приняли участие специалисты железнодорожного транспорта, российских и зарубежных предприятий, а также профильных институтов. Среди них, в частности, ОАО «РЖД», ОАО «НИИ вагоностроения», ОАО «ВНИИЖТ», ООО «ААМЗ-КАМАХ», ОАО «МТЗ ТРАНСМАШ», ОАО «Барнаульский ВРЗ», ОАО «НПК Уралвагонзавод», ООО «Железнодорожные технологии», ОАО ХК «СДС-Маш», ОАО «Алтайвагон», ОАО НВЦ «Вагоны», ОАО «СГ-Транс», ОАО «ПО Бежицкая сталь», НП «Объединение вагоностроителей», СЗАО «Могилевский вагоностроительный завод», ЗАО «ТВСЗ», ОАО «Транспневматика», ОАО «НИИАС», ООО УК «РэйлТрансХолдинг», ОАО «Тверской вагоностроительный завод» и др.

В ходе заседания участники обсудили ряд вопросов, связанных с сертификацией продукции после введения в действие Технических регламентов Таможенного Союза. По словам вице-президента «ОПЖТ» В.А. Матюшина, регламенты — это, по сути, переход на другую организационную структуру. Они упорядочивают весь процесс производства, действуют на обеспечение надежности, качества и, прежде всего, безопасности. «Предприятия должны учесть два важных момента. Первое — принятые регламенты пересмотру не подлежат. Их корректировка планируется по результатам первого года апро апробирования. Второе — отсрочки ввода регламентов не будет», — подчеркнул Владимир Алексеевич.

Безусловно, при подготовке документов к сертификации продукции после 2 августа 2014 года возникают определенные трудности. У нас появилась задача к введению регламентов подготовить и утвердить порядка 300 стандартов. Это тяжелая работа, которая потребовала задействовать все силы. Ожидается, что все работы по стандартам будут завершены к моменту ввода Технических регламентов Таможенного Союза. Если учитывать ценовой фактор, то ОАО «РЖД» вложило в эти документы более 0,5 млрд. руб., ОПЖГ — уже порядка 60 млн. руб., всего будет вложено с нашей стороны порядка 100 млн. руб. Что касается организационных проблем, то мы решаем их по мере поступления. К примеру, нам удалось внести изменения в Постановление Комиссии Таможенного Союза № 710. Наши предложения были учтены, теперь в документе более четко изложены понятия переходного периода. Мы также готовим некоторые разъяснения о применении норм, которые во многом помогут производителям разрешить трудности, связанные с переходом на новую систему, чтобы этот процесс прошел более плавно и не так затратно», — сообщил В.А. Матюшин.

По его словам, выданные на сегодняшний день сертификаты будут действительны до окончания срока их действия, но не более чем до 1 августа 2016 г. За это время предприятия должны заблаговременно пройти сертификацию продукции в новой системе. Таким образом, у предприятий будет хотя бы два года для того, чтобы пройти сертификацию, не прекращая при этом выпускать продукцию. И эту работу важно успеть закончить до августа 2016 г.

Что касается норм безопасности, то процедуры их отмены не будет, они прекратят действовать как документ, по которому проводится соответствие. Со 2 августа в сертификате может быть указано только, что продукция соответствует техническим регламентам, и не будет указано, что она соответствует нормам безопасности, — добавил Владимир Алексеевич.

На сегодняшний день, известно, что в Казахстане проводится подготовка к аккредитации двух органов по сертификации, в Республике Беларусь — трех, а в России — двух. С российской стороны заявки получены от Регистра сертификации на федеральном железнодорожном транспорте и Центра технической компетенции ОПЖТ. В целом в этом направлении ведется активная работа, когда процесс аккредитации будет завершен полностью, будет представлена более полная информация относительно органов по сертификации.

Кроме того, В.А. Матюшин ответил на более 50 письменных и устных вопросов о проблемах, связанных с введением технических регламентов, и по содержанию нормативных документов.

Подводя итоги, вице-президент НП «ОПЖТ» отметил, что заводам, разрабатывающим новую продукцию, необходимо готовиться к проведению сертификации на соответствие техническим регламентам, прорабатыванию ГОСТов. «Революционных изменений, по сравнению с сегодняшней системой, там нет. Некоторые изменения есть, но они не принципиальны, поэтому должны преодолеваться достаточно беспроблемно. Конечно, это будут определенные, но надеюсь, не очень большие затраты для предприятий», — добавил В.А. Матюшин.