В «Сколково» создадут систему мониторинга «умный вагон»

26.10.2017
«Гудок»

 

Союз производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей» (ОВС) и фонд «Сколково» сформируют научно-технический центр «Инжетранс». В перспективе этот центр должен выйти на самоокупаемость и самостоятельно заниматься прорывными технологиями в транспортной отрасли.

 

На базе центра будет организована работа над созданием информационной базы данных грузовых вагонов и их комплектующих, обеспечивающей противодействие распространению контрафактных комплектующих и контроль соблюдения нормативно-правовых актов в области железнодорожного транспорта. В рамках работы «Инжетранса» также запланировано создание инновационных технологий ремонта грузовых вагонов, в том числе с применением средств радиочастотной идентификации и кодов быстрого реагирования для маркирования комплектующих.

 

Также на базе «Инжетранса» планируется создание системы «умный вагон», которая будет мониторить условия эксплуатации вагона, измерять силовые факторы в тележках вагона, фиксировать геолокацию и передавать телеметрические данные в режиме реального времени на центральный сервер непосредственно для потребителя информации.

 

«Мы считаем, что такая информация будет востребована либо собственником грузовых вагонов, либо владельцем инфраструктуры, либо государством, – отметил вице-президент ОВС Алексей Соколов. – Соответственно, монетизация системы зависит от того, в чью сторону направлен экономический эффект. Для владельцев вагонов, к примеру, передаваемая информация сможет доказать обоснованность отцепок в ремонт и происхождение повреждений. Для владельцев инфраструктуры важно, если бы «умный» вагон непрерывно сообщал данные о состоянии инфраструктуры. Такая информация крайне ценна, так как она позволяет более рационально построить систему технического обслуживания пути».

 

Другое запланированное ноу-хау «Инжетранса» – новая информационная база данных грузовых вагонов – будет работать на технолгии блокчейн, распределённом хранении данных, которые невозможно сфальсифицировать.

 

«Мы пришли к выводу, что такая перспективная технология, как блокчейн, может в этом деле оказаться очень востребованной. Распределённый реестр хранится у всех игроков рынка, подделать его невозможно, а процедура по его модификации заранее запрограммирована – всё это делает блокчейн весьма удобным и объективным механизмом для учёта и контроля вагонов в эксплуатации. Перед нами стоит множество вопросов, решение которых окажет серьёзное влияние на развитие железнодорожной отрасли. Поэтому мы приглашаем для работы в «Инжетрансе» новые, молодые кадры – не только из железнодорожной отрасли, но и специалистов в области информационных технологий, цифровой индустрии», – резюмировал вице-президент ОВС.

 

В свою очередь фонд «Сколково» окажет поддержку отраслевому Союзу вагоностроителей в поиске инновационных проектов и команд разработчиков среди инновационного сообщества, в том числе среди стартапов, участников и партнёров фонда. По словам Алексея Соколова, новый центр станет резидентом «Сколково» и получит стандартный пакет налоговых льгот (в частности, резиденты получают освобождение от уплаты налога на прибыль в течение десяти лет). Все формальности по организации центра «Инжетранс» планируется завершить до конца года. Крупные предприятия, входящие в состав ОВС, выделят определённые средства для создания научно-технического центра, а в обозримом будущем он должен выйти на самоокупаемость.

 

Для фонда «Сколково», к слову, это не первый опыт работы с представителями железнодорожной отрасли.

 

«Наш фонд совместно с ОАО «РЖД» сопровождает внедрение инновационных разработок участников «Сколково» в железнодорожном транспорте, – рассказал вице-президент, исполнительный директор кластера энергоэффективных технологий фонда «Сколково» Олег Дубнов. – Наши резиденты участвовали в том числе в разработке продуктов для энергообеспечения железных дорог. Это, например, компактированный несущий трос «Метсбытсервиса», который уже несколько лет применяется в сетях железных дорог, продукты для эксплуатации подвижного состава, например антиобледенительное покрытие участника «Автостанкопром». Есть ряд проектов в области цифровых и информационных технологий, например компания «Навигационные решения», реализует систему навигации пассажиров более чем на 10 вокзалах РЖД. Участники «Сколково» имеют опыт взаимодействия и с производителями железнодорожной техники. Реализован большой проект гибридного локомотива с «Синара – Транспортные машины» ТЭМ9Н SynaraHybrid (тепловоз с гибридной силовой установкой, работающий как на дизельном топливе, так и от электрического накопителя энергии), также обсуждаются проекты с Трансмашхолдингом и «ЛокоТехом».

 

Кроме того, в конце прошлого года «Сколково» совместно с РЖД провели конкурс отбора проектов по 19 тематикам, которые определили подразделения холдинга. Продукты, представленные тремя победителями конкурса, переданы для опытных испытаний на объектах ОАО «РЖД» и уже сейчас готовятся к коммерческому внедрению.

 

Операторам идея «умного» вагона кажется интересной, но труднореализуемой на практике.

 

«Во-первых, необходимо понимание стоимости такой системы, – отмечает генеральный директор ООО «УГМК-Транс» Владимир Тарасенко. – Во-вторых, понимание расположения этой системы. Есть риск, что при работе вагоноопрокидывателя или грейфера вагон с этой системой расстанется. Кроме того, от разграбления никто не застрахован. Думаю, что более перспективной была бы стационарная система, которая автоматически проводила бы мониторинг на отдельно взятых точках пути следования вагона. Такая история, на мой взгляд, более реалистична».

 

«Мы не видели технических и коммерческих параметров системы, поэтому пока не готовы оценивать целесообразность её использования, но на уровне идеи это интересный и полезный для операторов проект, главное, чтобы он был коммерчески обоснован, – отметил Сергей Гончаров, заместитель генерального директора по техническому развитию – главный инженер АО «Первая грузовая компания». – Всё будет зависеть от издержек на производство и эксплуатацию этой системы, а также уровня качества её работы, что можно будет оценить в процессе эксплуатационных испытаний».